Прафарыентацыя © Средняя школа №160 г.Минска

Прафарыентацыя


План проведения мероприятий

в рамках недели профориентации

с 18.01.2021 по 23.01.2021

Дата проведения

Название мероприятия

Место и время проведения

Категория участников

Ответственные

18.01.2021 (понедельник)

Размещение информации по профориентации на стенде «Актуальные профессии »

Фойе 1 этажа

Учащиеся школы

Педагог-психолог

В.А. Кацер

А.П. Оксенюк

Оформление стенда по профориентации «Твой выбор,  выпускник»

Фойе 1 этажа

Учащиеся школы

Педагог-психолог

В.А. Кацер

Конкурс рисунков «Профессия моих родителей»

В течение недели

Учащиеся 1-4  классов

Классные руководители 1-4 классов

Проведение факультативного занятия «Моё профессиональное будущее»

Каб.312

10 «Б»

Педагог-психолог

В.А. Кацер

Круглый стол «О профессиях разных, нужных и важных»

Каб.207

13.15

4 «В»

Классный руководитель

Карпова С.Л.

Конкурс рисунков «Я б в спасатели пошел»

Каб.126

11.45

ГПД

5 «Б»,7 «В»

Кулик Т.Н.

19.01.2021

(вторник)

  1. Информационные и классные часы по профориентации для учащихся

В течение недели

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители

Круглый стол «Профессии наших родителей»

Каб.307

12.00

7 «В»

Колюх И.А.

Проведение факультативного занятия «Моё профессиональное будущее»

Каб.303

11 «А»

Педагог-психолог

В.А. Кацер

Занятие с элементами тренинга «Азбука профессий»

Каб. 33

16.30

1-2 классы

Педагог-психолог

А.П. Оксенюк

20.01.2021

(среда)

Выставка материалов по профориентационной тематике «Все работы хороши - выбирай на вкус»

Библиотека, в течение недели

Учащиеся школы

Библиотекарь

Круглый стол «Мир профессий

Каб.312

13.20

8 «В»

Яцкевич Я.Н.

 

Мероприятие для учащихся, состоящих на различных видах учета «Путь в профессию начинается в школе»

Каб.302

15.00

Учащиеся состоящие на различных видах учета

Калина А.И.

21.21.2021

(четверг)

Игра «Угадай профессию»

Каб. 14

14.00

3-4 классы

Педагог-психолог

А.П. Оксенюк

Индивидуальные консультации для обучающихся по вопросам профессионального самоопределения

Каб. 123

14.00

9-11 классы

Педагог-психолог

В.А. Кацер

22.01.2021

(пятница)

Круглый стол «Профессия моих родителей»

Каб.312

13.00

10 «Б»

Педагог-психолог

В.А. Кацер

Консультирование учащихся:

«Модель принятия взвешенного решения»

Каб. 123

9-11 классы

Педагог-психолог

В.А. Кацер

23.01.2021

(суббота)

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессии учащимися

Каб.123

12.00

Законные представители

Педагог-психолог

В.А. Кацер

 


Рекомендации психолога по профориентации

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Если Вам нравится человек — представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.

Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. К тому же, за консультациями по профориентации Вы всегда можете обратиться к школьному психологу в службу СППС. Пусть Ваш выбор будет правильным!

 Рекомендации родителям по профориентации

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка — тоже опыт. Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

  Ошибки выбора профессии

больш падрабязна.../згарнуць

 

Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. Необоснованность профессиональных намерений воспитанников может быть вызвана разными причинами. Чаще всего – это слабая информированность о профессиях на рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора, неверное понимание престижа профессии и завышенный уровень притязаний. Познакомим Тебя с наиболее часто встречающимися ошибками при выборе профессии:

1. Выбор профессии «за компанию».

Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя  ответственность за свой выбор. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, хотя принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности  намеченного пути. А дальше все зависит от удачи: если повезло, и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо,  а если нет – уже через год-полтора учебы в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа». Если профессия нравится твоему другу  – из этого еще не следует, что она понравится и Тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней. 

Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», и не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании – момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Схожая ситуация возникает с такими профессиями как киноактер, эстрадный певец, музыкант и др. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только  на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который Тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых есть один геолог – колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший пол мира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в ВУЗ, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу на разведку нефтяных месторождений. А молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к незнакомому с его досужими рассказами (по сути – к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к его профессии. Для большого количества девушек романтический образ любимой школьной учительницы или воспитательницы является мотивом для приобретения педагогического образования. Невысокий уровень оплаты труда учителя и зачастую сложные условия его работы могут не совпадать с притязаниями молодежи.  Очевидно, что учитель должен владеть хорошо развитыми коммуникативными навыками, умением общаться с разными людьми, глубоким знанием предмета и не должен иметь нарушений дикции. Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение – человек сам решает, какие выводы из них сделать. «Хороший человек» – это не профессия, если Тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если Тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы. А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе – нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки. Школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Основываясь на этом признаке, некоторые молодые люди выбирают, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера – например,  предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда Ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для Тебя лично.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

«Говорят взрослые и друзья, что мне медведь на ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жестких требований к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов. Выбор профессии – дело, существенно влияющее на Твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

7. Недостаточный учет своих способностей. 

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у Тебя способностей нет совершенно, но стать специалистом весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует Твоим способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше Твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у Тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности. Делать своей профессией целесообразно то, что у Тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

8. Ориентация на мнение случайных людей. 

Часто подростки при выборе профессии ориентируются  на мнение людей имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они Тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и профессию, и человека которому советует. Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, от человека, который толком не знает ни Тебя, ни рекомендуемой профессии.

9. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков и игнорирование медицинских противопоказаний.

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая Тебя профессия совместима с Твоим здоровьем. Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегето-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание. Существуют профессии, которые могут быть Тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце и т.п. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие Тебя профессии совместимы с состоянием Твоего здоровья.

10. Ориентация на мнение значимых или близких Тебе людей.

Часто случается, что близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми другими доступными средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии.  К примеру, взрослый человек (помощник воспитателя группы), которая очень хотела, но, в силу жизненных обстоятельств, не смогла приобрести высшее образование, чувствует, возможно, ограниченность своих возможностей на работе. В общении с воспитанником она всеми силами будет ориентировать ребенка на приобретение высшего образования.  К сожалению, в такой ситуации, взрослые могут игнорировать интересы и склонности ребенка ради реализации собственной мечты, пускай, даже, и на примере другого человека. Столкнувшись с подобной ситуацией, молодой человек или подросток должен быть достаточно критичен к мнению старших. Он должен выбирать профессию, основываясь на собственных способностях и интересах, советах специалистов.

11. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах, склонностях, и способностях.

Разобраться в себе Тебе помогут учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог учреждения, где Ты обучаешься. Полезными могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что необходимо относиться критически к результатам тестов, и к тому, что пишут в психологических книгах. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача Тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Ты.

12. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному.

Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будь готов к  тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойся того, что выбор профессии сейчас, в 9 или в 11 классе, фатальным образом определит всю Твою судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Ты затем передумаешь и найдешь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен  сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, «под лежачий камень вода не течет». Если не быть любознательным и целеустремленным в выборе профессии, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.