Рекомендации психолога © Средняя школа №160 г.Минска
РусскийБеларускi

Рекомендации психолога


Рекомендации психолога: готовимся к экзамену

 

Время перед экзаменами

  • Соберите всю информацию о порядке проведения экзамена, экзаменаторах, процессе экзамена и темах на экзамене.
  • Составьте долгосрочный план, а также планы на каждый день,  не забудьте внести в план перерывы и время для приятных занятий.
  • Позаботьтесь о рабочих материалах и материалах для экзаменов
  • Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.
  • Начните с упражнений, мотивирующих ваши мысли о том, что прибавится позитивного в вашей жизни после экзамена.
  • Хвалите себя за каждый, даже маленький успех в обучении согласно вашему плану.
  • Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.
  • Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления
  • Осваивайте навыки расслабления
  • Делайте пред сном упражнения на расслабление.

День перед экзаменами

  • Проведите этот день не над учебниками, а занимаясь чем-то расслабляющим.
  • Подготовьте одежду и все то, что вы должны взять с собой на экзамен.
  • Поставьте будильник на такое время, чтобы утром вы могли собраться совершенно спокойно и не спеша.
  • Представьте себе еще раз, как вы на следующее утро спокойно идете на экзамен, и если возникает страх, то как вы успешно его преодолеваете.

День экзаменов

  • Начните день с расслабляющих упражнений в кровати.
  • Очень легко, но питательно позавтракайте.
  • Избегайте большого количества кофе, никотина, поскольку они могут привести к перевозбуждению
  • Сделайте упражнение на дыхание пред входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился. Я справлюсь».
  • Избегайте ваших товарищей по несчастью, которые уже натренированы предсказывать разного рода катастрофы.

На экзамене

  • Скажите себе: Мне позволительно не суметь ответить на один вопрос», если вы на него не можете ответить.
  • Переспросите, если вы не поняли какой-то вопрос.
  • Говорите себе: « В данный момент у меня блокада, торможение, я к этому хорошо подготовился, это пройдет, если я расслаблюсь. Я глубоко вдыхаю, как яя этому научился, когда имеет место блокада мысли».
  • Если вы сдаете письменный экзамен, то вначале постарайтесь понять задание в целом, а замет начните с того, что вам кажется наиболее легким. Обнаружив задание, на которое вы не можете ответить, говорите себе: «Я хотел бы на все ответить, но я могу и пережить, если я не все знаю. Я буду заботиться прежде всего о том, что я смогу решить. Позже я еще смогу вернуться к этому.
  • Чтобы побыстрее сосредоточиться, активизировать память и внимание, в течение 30 секунд разминай большим и указательным пальцем точку, расположенную в центре уха и точку, которая находится на переносице по центру между бровями. А если одновременно между подушечками большого и среднего пальцев той же руки воздействовать на точки у внутренних углов глаз, значительно уменьшится и зрительное напряжение.
  • Как помочь детям

    подготовиться к экзаменам

    Советы психолога

    Как бы хорошо ни учился ребенок, экзамен для него все равно всегда – стрессовая ситуация. Как родители могут поддержать детей, помочь им справиться с волнением?

    Лучше поддерживать ребенка, вселять в него уверенность в успехе. И не показывать своего волнения, хотя демонстрировать полное равнодушие тоже не стоит: ребенок может подумать, что родителям все равно, как он сдает экзамены.

    Очень важно в период экзаменов, чтобы атмосфера в доме была не нервозной, а спокойной и доброжелательной. Не стоит каждые десять минут напоминать ребенку, чтобы он готовился к экзамену и пугать его ужасными последствиями плохой подготовки. Вместо этого надо помочь ему организовать такой режим дня, чтобы было время для качественной подготовки, и для отдыха.

    Лучше всего, если ребенок занимается подготовкой к экзамену в строго отведенное для этого время. Пересиживать это отведенное время не следует, эффективность занятий от этого не увеличивается. Важно, не терять времени даром, отвлекаясь на другие дела. Этому способствует план подготовки: распределение тем, билетов, вопросов по дням и часам. Вечером, перед сном, полезно повторить то, что выучил за день. И если понял, что день прошел не зря, со спокойной совестью можно ложиться спать. Надо помнить, что привычка некоторых людей заниматься по ночам (якобы для того, «чтобы никто не мешал») не является хорошей: сбивается ритм сна и бодрствования, что само   по себе довольно вредно и плохо отражается на общем самочувствии и здоровье, не говоря уж о том, что такие занятия мало эффективны.

    1. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
    3.       Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
    5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением.
    6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    7. Обратите внимание на питание ребенка: такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
    8. В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте репетицию письменного экзамена. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте возможность отдохнуть, проверьте вместе с ним правильность выполнения задания. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли.
    9. Подготовьте различные варианты экзаменационных заданий по устному предмету (сейчас существует множество различных сборников таких заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно по устному экзамену, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных ответов в школе.
    10. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что потребует только повторения.
    11. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом.
    12. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

    Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям.

    Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой – например, для разрядки поиграть в волейбол, покататься на велосипеде или роликах, либо просто погулять.

    Решайте все проблемы вместе.