Здоровый образ жизни © Средняя школа №160 г.Минска
РусскийБеларускi

Здоровый образ жизни


Школьная близорукость и близорукость, связанная с работой на близком расстоянии.

Чаще всего, когда ухудшается зрение у школьников и родители начинают сетовать на врачей, которые не могут им помочь вылечить ребенка, речь идет как раз об этом варианте близорукости. Хотя этот вариант миопии (близорукости) называется школьной – начало развития и прогрессирование процесса выходит далеко за пределы возраста школы. Ещё 15-20 лет назад один из родоначальников теории развития близорукости Э.С. Аветисов рекомендовал отбирать для исследования школьников 10-14 лет – именно в этом возрасте наблюдалось появление и прогрессирование миопии. Современный же информационный бум, более раннее обучение в школе и повальная компьютеризация населения полностью изменили статистику. Сегодня начало прогрессирования близорукости встречается с 5-6 летнего возраста и продолжается до 30-35 лет. Из этого следует вывод, что не возраст играет основную роль, а именно интенсивная работа на близком расстоянии от глаз. Хотя, безусловно, чем младше ребенок, который испытывает эти чрезмерные зрительные нагрузки, тем нежнее склера и тем быстрее глаз подвергается миопической деформации.

Заподозрить снижение зрения возможно по возникающим жалобам на то, что ребенок не видит с доски. Учитель может предположить это по появившимся ошибкам при списывании с доски или по списыванию задания не с доски, а из тетради соседа. Родители обратят внимание на то, что ребенок низко наклоняется над столом, щурится при взгляде вдаль. Если ребенок уже пользуется очками, то он сам может отметить снижение зрения вдаль и в очках. О прогрессировании процесса может говорить и появление усталости, боли в глазах во время занятий, тяжесть в веках и глазных яблоках к концу рабочего дня.

На приеме офтальмолог определит, есть ли снижение зрения и степень близорукости (если она обнаружена). С помощью щелевой лампы оценит передний отрезок глаза и состояние оптических сред, с помощью офтальмоскопа исследуется глазное дно, после чего подбирается оптимальное лечение.

Поскольку одной из наиболее важных причин прогрессирования близорукости (помимо неполноценной склеры и генетической предрасположенности) является ослабление аккомодационной функции глаза, то восстановление работоспособности мышц (цилиарных) – первое условие стабилизации близорукости. Существует большое количество методик – это и кропотливые методы стимуляции аккомодации линзами, аккомодотренером, упражнения типа «метка на стекле». Это и более современные методы электростимуляции глаз, лазерстимуляции низкоэнергетическим гелий-неоновым лазером, цветоимпульсная терапия, магнитотерапия, электрофорезы, вакуумный массаж, компьютерные методы релаксации цилиарных мышц. Однако, не у всех больных достигаются поставленные цели или достигаются на короткий промежуток времени.

К лечению относится и лечебная гимнастика, направленная на восстановление церебрального кровотока, а также правильная посадка ребенка при выполнении домашних заданий. Ребенок испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое, можно привести хрестоматийный пример: у скрипача устает рука, которая держит скрипку, а не смычок, т.е. не совершающая динамической работы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник часто принимает неправильную позу, которая став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т.д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, увеличивается нагрузка на зрение. Правильной посадкой, при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперёд, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи-гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительная поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стула и стола соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Очковая и контактная коррекция также оказывает лечебное воздействие. Но правильно подобрать коррекцию можно на приеме у офтальмолога и в кабинетах контактной коррекции.

            Важно правильно питаться для того, чтобы укрепить ослабленную склеру. Рекомендуется употребление в пищу творога, кефира, йогурта, молока - все эти продукты содержат кальций. При отказе от их употребления, назначают прием препаратов кальция. При отсутствии эффекта и прогрессировании показано проведение склероукрепляющих хирургических операций.

 

Будьте здоровы, подвижны и веселы. Врач-офтальмолог 2 категории УЗ «15-я городская детская поликлиника» Асецкая И.Н.

Семейные ценности. 

Наши семьи позволяют чувствовать себя увереннее в жизни, если в семье есть искренние, доверительные отношения, душевное тепло, уважение, мы становимся защищенными от неудач, нам не грозит чувство одиночества. В каждой семье есть свои семейные традиции, которые обычно передаются из поколения в поколение. Это и традиционные обеды в выходной день, поездки на дачу, в лес, прогулки, забота о «братьях наших меньших», украшение новогодней елки  и многое-многое другое. Дети чувствуют и осознают, что семья – это надежный маленький мир, где их любят и всегда им рады.

Однако, в современном мире, родители все больше времени уделяют работе, личной жизни, меньше времени остается на семью. Как-то незаметно пролетают часы в  интернете, мы реже стали ходить в театр, цирк, кино, общение с детьми часто сводится к вопросам о школе, о еде, о здоровье, проверкой домашних заданий. Мы забываем, что духовные ценности объединяют семью и с потерей семейных традиций теряем чувство близости, сплоченности, взаимопонимания, заботы, любви.

Несколько замечательных женщин, которые больше всего в жизни ценят семью и детей, воспитание детей во взаимопонимании и уважении, стремлении к знаниям, доверии, любви и здоровье, объединились и создали проект «Под знаком здоровья». Идея создания появилась у Ларисы Васильевны Ульяновой, замечательной женщины и администратора Заслуженного коллектива «Республиканский театр белорусской драматургии», которая привлекла в проект специалистов городского Центра здоровья, Гимназии №12 г. Минска, детской поликлиники №15 г. Минска. Цель проекта – воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, а задачи – сохранение и укрепление здоровья детей посредством проведения практических занятий, формирование культуры поведения и эстетического вкуса посредством театрального творчества. Звучит слишком мудрено и скучно, что же скрывается за этими фразами?  Дети, вместе с родителями, в субботний день приходят в театр, нарядные и красивые, с праздничным настроением, уже у входа их с улыбкой встречают администраторы театра и направляют в холл, где врачи и фельдшеры-валеологи, врачи-педиатры, педагоги, занимаются с детьми и родителями. Темы занятий разные, для детей в виде игры, просмотра мультфильмов или видеороликов, а затем обсуждение занятия, в форме вопросов и ответов. Для родителей – в виде анкетирования и короткого анализа анкет (причем анкеты заполняются анонимно), предоставления наглядной агитации на темы здорового образа жизни, актуальные темы профилактики простудных заболеваний, питания и здоровья и т.д. Детская аудитория –  1 - 4 классы ГУО «Гимназия №12 г.Минска» и обычные зрители, которые пришли на спектакль по-раньше, до начала спектакля. Активные участники занятий получают призы и подарки. Затем дети и родители направляются в зрительный зал, начинается спектакль и все зрители попадают в сказку. Дети, затаив дыхание, смотрят на сцену, активно реагируют на юмор и слезы главных героев, никто не шумит, не разговаривает и не жует, никаких телефонов и планшетов – ребята сами чувствуют, как нужно себя вести в театре, никто их не одергивает и не читает нотаций. После спектакля – длительные аплодисменты артистам, что тоже увлекает детей, потому что спектакль понравился и ладошек не жалко!  Затем, у выхода из зрительного зала, все ребята получают в подарок книжки.

С ребятами происходит чудо, наверное, сама атмосфера театра и ощущение праздника, полученные впечатления, завораживают. Дети чувствуют внимание, которое им уделяют взрослые, и то, что они нарядные, вместе с мамой или папой, а часто и оба родителя присутствуют, в театре, им очень нравиться. Собираясь домой, ребята обсуждают пьесу, говорят о том, что им понравилось и спрашивают у родителей: «А когда следующий раз пойдем в театр?». Скажу честно, ко мне даже в троллейбусе подошли дети с мамой, поинтересоваться, когда будет следующее занятие в театре и как можно попасть на него «неорганизованным» детям.

В семьях восстанавливается немного позабывшаяся традиция посещения театра, дети почувствовали, как это интересно, когда зрители и актеры рядом и можно пообщаться до спектакля и после него, хотя бы на время забыли о компьютерах, родители – отодвинули на время составляющие своей жизни – карьеру, денежные ценности, сложившийся уклад и привычки. Это большой шаг в воспитании детей, приобщении их к культуре вообще и театральному творчеству, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья.

От всей души хочется сказать «спасибо!» женщинам, которые в свой выходной день, когда у каждого свои семьи, планы и дела, смогли рано утром прийти в театр, установить оборудование, подготовиться к занятиям, организовать работу и работать в этом проекте. Нельзя не вспомнить о Ларисе Васильевне, которая во всем помогает медикам и педагогам и никогда не забывает о подарках для детей. Её искренность, заботу, внимание почувствовали все специалисты, которые принимают участие в проекте «Под знаком здоровья». 

Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний и достижения  вакцинопрофилактики в Республике Беларусь.

Большое значение в здоровье ребенка отводится специфической профилактике инфекционных заболеваний. До введения плановой иммунизации детей инфекционные болезни являлись основной причиной детской смертности, а эпидемии случались достаточно часто. Вакцинопрофилактика коренным образом изменила эту ситуацию. Заболеваемость теми инфекциями, в отношении которых проводится вакцинация, существенно снизилась, вплоть до ликвидации некоторых из них.

• Первой инфекцией, которую удалось ликвидировать с помощью вакцинации, стала натуральная оспа. В довакцинальный период оспа ежегодно уносила 5 млн жизней. Начиная с 1978 г. натуральная оспа нигде в мире не регистрируется.

• Еще одна очень тяжелая детская инфекция – полиомиелит, приводящая практически к пожизненной инвалидности, в настоящее время уже тоже не регистрируется в подавляющем большинстве стран мира. Европейский регион объявлен свободным от полиомиелита в июне 2002 г.

• Предполагается, что в ближайшем будущем удастся ликвидировать (если не в глобальном, то в региональном масштабе) и другие инфекции. Так, в Европейском регионе поставлена и выполняется цель элиминации кори и краснухи.

• Согласно национальному календарю прививок в Республике Беларусь осуществляется плановая вакцинация против полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, краснухи, паротита, гепатита В, туберкулеза и гриппа. Кроме того, по эпидемическим показаниям проводится вакцинация против целого ряда инфекционных заболеваний (ветряной оспы, клещевого энцефалита, гепатита А и др.).

• Благодаря высокому охвату населения плановой вакцинацией в стране достигнуты большие успехи в борьбе с инфекциями. Случаи полиомиелита, вызванные индигенными (т.е. местными) дикими полиовирусами, не регистрируются в Беларуси с 1964 г. Существенно снижена заболеваемость эпидемическим паротитом, гепатитом В. Выявляются единичные случаи дифтерии, кори и краснухи в год.

• Однако проблема инфекционных заболеваний – это всегда проблема международная. Инфекционные агенты легко пересекают границы и распространяются из одной страны в другую. Импортирование инфекций из страны в страну и даже из одного региона мира в другой в настоящее время случается достаточно часто.

• Поэтому очень важно постоянно поддерживать высокий уровень охвата прививками, что позволит обеспечить высокий уровень популяционного иммунитета. В Беларуси охват прививками против инфекций, определенных национальным календарем прививок, достаточно высокий, 97% и выше. Однако, в целом, по Европейскому региону охват прививками составляет в среднем 90%, т.е. все еще не является оптимальным. В некоторых странах по отдельным инфекциям он даже ниже 90%.

• Иммунизация является одним из экономически наиболее эффективных современных достижений в области охраны здоровья. Один доллар, вложенный в вакцинацию, позволяет сэкономить от 10 до 50 долларов за счет снижения затрат на лечение больных. Это одна из тех редких услуг, которая стоит немного, но при этом дает огромные выгоды для здоровья и благополучия всего населения.

Успехи и достижения иммунопрофилактики в 21 веке:

Благодаря эффективным программам вакцинации детского и взрослого населения отмечается значительное снижение многих инфекционных заболеваний в нашей стране:

• отсутствуют случаи полиомиелита, который раньше приводил к развитию уродств и инвалидности;

• заболеваемость краснухой снизилась в 43 000  раз (с 43 000  случаев в 1997году до 1 случая в 2014 году);

• заболеваемость корью снизилась более чем в 1 000 раз (в допрививочный период (до 1967 года) регистрировалось около 70 000  случаев в год, в 2014 году – 64 случая), заболеваемость корью была обусловлена 5 завозными случаями из стран, где регистрируется распространение кори: Российской Федерации, Польши, Грузии, Украины и Израиля (из числа зарегистрированных случаев кори 59 были связанны с завозными);

• заболеваемость дифтерией – в допрививочным периоде (до 1957 года) регистрировалось 14 000  случаев, с 2012 года случаев не было;

• заболеваемость вирусным гепатитом В – в 14 раз (с 1266 случаев в 1998г. до 93 – в 2014 году);

• заболеваемость столбняком - регистрировались единичные спорадические случаи столбняка, с 2011 года случаев не было.

Здоровый образ жизни как первичная профилактика болезней должна стать философией жизни, потребности каждого человека и общества в целом.

Что надо знать о малярии.

Малярия  (в переводе с итальянского – плохой воздух) известна человечеству с  глубокой древности (за 2000 лет до н.э.): указания на эпидемические лихорадки, по  течению сходные с малярией, найдены в древних литературных источниках. Плазмодии – возбудители малярии выделены в 1880 году французским врачом Лавераном, а специфическое лечение малярии хинной корой впервые начали применять в Перу в 17 веке. Несмотря на хорошо изученную природу заболевания, клиническую картину, наличие специфических препаратов по лечению – малярия до сих пор является распространенной и довольно тяжелой инфекцией во многих странах мира с тропическим и субтропическим климатом (Африка, Юго-Восточная Азия, Южная Америка).

Значительно тяжелее с очень высокой летальностью малярия протекает у беременных женщин. Дети также тяжелее переносят инфекцию, чем взрослые, особенно в возрасте до 1 года. Высока детская смертность в тяжелых эндемичных очагах, где от малярии умирает около 5% детей. Поэтому ещё в 1955 году ВОЗ приняла резолюцию о ликвидации малярии во всем мире.

Как происходит заражение? Источником инфекции является больной человек или паразитоноситель, а переносчики – комары рода анофелес: заражение происходит через укусы инфицированной самки комара. Возможно также внутриутробное заражение через плаценту, в процессе родов, при переливании крови от доноров-паразитоносителей или пересадке органов.

Как протекает малярия? С учетом видовых особенностей возбудителей маляриичеловекаи соответствующих различий в клинической картине выделяют 4 формы малярии: трехдневную, тропическую, четырехдневную и овале-малярию. Независимо от формы для малярии характерна лихорадка, температура достигает 39-40 градусов и выше на фоне головной боли, жажды, рвоты, болей в мышцах, бреда и нарушения сознания.

Наиболее выраженные изменения при малярии отмечаются со стороны крови (гемолитическая анемия вследствии разрушения эритроцитов), печени, селезенки, центральной нервной системы.

Как уберечься от малярии? Выделяют общественную и личную профилактику малярии. Общественная профилактика заключается прежде всего в выявлении и лечении больных и паразитоносителей. Одновременно должна проводиться борьба с переносчиками – комарами рода анофелес и защита от их нападения. Личная профилактика малярии сводится к защите от укусов комаров (антимоскитные сетки, использование репеллентов и т.д.) и к химиопрофилактике – применению плазмоцидных препаратов.

Лицам, уезжающим в страны, неблагополучные по малярии, следует заранее побеспокоиться  о личной профилактике.

АУТИЗМ у детей. 

Аутизм – это нарушение развития, которое оказывает сильное  влияние на становление личности, познавательных процессов, социальных навыков и поведения человека. Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введён известным швейцарским психиатром  Е. Блейхером в 1920 г. Он понимал  под  аутизмом  отгороженность  от  мира, уход  в  себя. Природа этого  нарушения до сих пор остаётся  спорной.

Первые проявления аутизма отмечаются уже в раннем возрасте, до трёх лет. Базовые особенности аутизма  сохраняются у взрослых, хотя симптомы  отчасти сглаживается с возрастом. Излечить аутизм  нельзя, но прогноз  может сильно варьироваться. Именно раннее  выявление расстройств аутического спектра и своевременное  вмешательство с адекватной состоянию терапией оказывают огромное влияние на развитие ребёнка, напрямую способствуют уменьшению тяжести симптомов и обретению  независимости и самостоятельности  во взрослой жизни.

Распространённость аутичных признаков намного более масштабная, чем считалось ранее: по некоторым данных, выше 1% среди населения. В 4 раза чаще аутизмом страдают мальчики.

Чем раньше диагностирован аутизм, тем выше шансы ребёнка преодолеть сложности, связанные с этим расстройством. Однако поставить диагноз аутизма до трёх лет - непростая задача даже для специализирующихся на данной проблеме профессионалов. Поэтому в США и многих других странах введено такое понятие, как группа риска по расстройствам аутического спектра, которое позволяет ребёнку с ещё не выставленным диагнозом получать раннюю специализированную  помощь.

Начальные проявления аутизма, как правило, замечают родители уже в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не радуется родителям, на попытки общения возникает слабая реакция. С возрастом ребенок так и не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Чаще  всего  к двум годам родителей  тревожит  отсутствие  речи, однако  беспокоить  могут  и  следующие  особенности:

- ребёнок  не  смотрит  в  глаза, не  откликается  на  своё  имя  «он  словно  на  своей  волне»,  не  реагирует  на  просьбы «словно  глухой»;

- не  показывает  пальцем  на  желаемое,  не  смотрит,  куда  показывает  взрослый;

- не  повторяет  за  взрослым  простые  движения, игры, его  трудно  чему – либо  научить,  делает  только  так,  как  считает  нужным  сам;

- совершает  необычные  движения, например  трясёт  руками  или  раскачивается  и  т.д.

- не  интересуется  игрушками  или  проявляет  интерес  к  их  неигровым  деталям (например,  вращение  колеса  машинки);

- как  эхо  повторяет   слова,  фразы;  вместо  того, чтобы отвечать,  говорит  о  себе  в  третьем  лице (он )  или  во  втором  лице  (ты )  или  не  произносит  слова  вовсе;

- совершает  ритуалы  в  игре,  быту,  на  прогулке;

- трудно  управлять  его  поведением, отмечаются  истерики, частыми  бывают  приступы  агрессии,  «с  ним  невозможно  договориться».

Проявления  аутизма  многообразны,  но  ключевыми  являются:

  1.  Нарушения  общения,  сниженный  уровень  или  отсутствие  соответствующих  возрасту  социальных  контактов  с  другими  людьми.
  2.  Тяга  к  стереотипному  или  повторяющемуся  поведению,  интересам,  видам  деятельности,  вместо  занятий,  требующих  воображения.

При  наличии  у  ребёнка  любого  из  следующих  признаков  его  следует  показать  специалисту:

- не  лепечет  к  12  месяцам  жизни;

- к  12  месяцам  не  жестикулирует (не  указывает  рукой  на  предметы, не машет рукой на прощание и т.п.);

- к 16 месяцам не выговаривает слова;

- к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов или неосознанно (эхолалично)  повторяет слова. 

В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются особом подходе, только формируется. На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря  которым можно было бы «вылечить» ребёнка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Для детей с аутизмом  нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам. Для каждого аутичного ребёнка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого- педагогических стратегий.

Аутизм считается неизлечимым заболеванием, но если, как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму.

Профилактика суицидов в детском возрасте.

Феномен суицида (умышленного лишения себя жизни) представляет собой социальную, медицинскую, психологическую и этическую проблему. И если еще несколько десятилетий назад эта проблема была в нашем обществе строго табуирована, особенно относительно самоубийств среди детей и подростков, то в последние годы данная тема широко обсуждается и привлекает внимание общественности. Число самоубийств среди мужчин на планете в три раза превышает число женских самоубийств. К странам с низким уровнем суицидов относятся Греция, Албания, Египет; средний уровень фиксируется в Австралии, США; высокий - свыше 20 на 100 тысяч населения в год -  в странах Балтии, России, Венгрии, Беларуси. Возрастные особенности распространения суицидов в Республике Беларусь совпадают с общемировыми тенденциями: наибольший уровень самоубийств традиционно регистрируется в старших возрастных группах. Вместе с тем, с каждым годом суицид «молодеет». Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. К сожалению, в судебно-психиатрической практике нам приходилось рассматривались случаи суицидов двенадцати-тринадцатилетних детей. Следует отметить, что родители этих ребят никогда не обращались за помощью к специалистам в области оказания психиатрической помощи. Среди причин смертей в детском и подростковом возрасте, связанных с внешними воздействиями, 10% связаны с суицидами.

Специалисты, сталкивающиеся с данной проблемой, педагоги, родители, невольно задаются вопросом: в чем же причина детской суицидальности?

Суицидальное поведение - это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку. Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.

Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин. 

Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом.  Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.

Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи.  Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.

Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».

Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».

Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.

Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.

На что нужно обратить внимание?

  • пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • беспричинный страх, тревогу;
  • постоянное ожидание непоправимой беды;
  • потерю интереса к учебе, занятиям;
  • частые исчезновения из дома;
  • прогулы в школе;
  • снижение успеваемости;
  • изменение внешнего вида и поведения;
  • неряшливый вид;
  • молчаливость (не свойственная ранее);
  • раздачу личных вещей, особенно любимых;
  • потерю аппетита или переедание;
  • плохое поведение в школе;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;
  • ощущение безнадежности;
  • отрицание хорошего в прошлом;
  • отсутствие планов на будущее;
  • рассуждение об утрате смысла жизни;
  • косвенные намеки о намерении покончить с собой;
  • поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.

Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида нужно:

  • не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;
  • обратиться за помощью к психиатру;
  • провести специализированное лечение;
  • оградить ребенка от стрессов;
  • вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.

Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.

Дети - будущее нашего общества. От состояния физического и психического здоровья детей и подростков зависит будущее страны, ее благосостояние. От нас - родителей, педагогов, врачей, зависит, будет ли это будущее светлым и успешным. Давайте начинать работу с детками с момента их рождения в семье, первого появления в детском саду, в школе. Давайте окружим наших детей заботой и вниманием, научимся видеть в них личностей. Взрослые, вспомните о ценностях, которые прививали нам в детстве - уважение к родителям, пожилым, инвалидам, дружбе со сверстниками не по телефону, компьютеру, а при живом общении, в походах, театрах.

Семья должна организовать быт ребенка так, чтобы у него не оставалось свободного времени на плохие мысли и поступки. Эти простые, но такие важные советы сохранят жизнь и здоровье ваших детей.

Педикулез и его профилактика

Педикулез или вшивость – специфическое паразитирование на человеке вшей, питающихся его кровью.  За последние годы наблюдается тенденция к снижению пораженности педикулезом населения в целом, однако пораженность педикулезом учащихся учреждений образования является значительной. Пораженность педикулезом школьников связана с недостаточным развитием санитарно-гигиенических навыков у детей и более тесным общением друг с другом, а также выявляемостью педикулеза среди данного контингента, связанной с проведением осмотров детей с профилактической целью на педикулез (не менее 5 раз в год в соответствии с требованиями нормативных документов.

Основные симптомы педикулеза: зуд, сопровождающийся расчесами и у некоторых лиц аллергией; огрубение кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму.

Группу риска составляют лица, работающие в сфере обслуживания (в парикмахерских, банях, прачечных, на транспорте, лечебно-профилактических учреждениях и т.п.). Головным педикулезом в преимущественном  большинстве поражены дети школьного возраста, а вот платяным - люди, не имеющие постоянного места жительства, ведущие беспорядочный образ  жизни.

На человеке паразитирует три вида вшей – головная, платяная, лобковая. Платяные и головные вши являются переносчиками возбудителей сыпного тифа, волынской лихорадки и возвратного тифа.

Головная вошь - мельче платяной, длина тела самки 2,1-3.5 миллиметров, самца - 2.0-3.0 миллиметров. Головная вошь живет и размножается в волосистой части головы, предпочтительно на висках, затылке и темени. Питается каждые 2-3 часа. Голод переносит плохо, при +30°С обычно через сутки гибнет.

Платяная вошь - крупнее головной, длина тела самки 2,3-4,75 мм, самца - 2,1-3,7 миллиметра, окраска более светлая. Платяная вошь живет в складках белья и платья, особенно в швах, где и откладывает яйца, приклеивая их к ворсинкам ткани; яйца могут приклеиваться также к волосам на теле человека, кроме головы.

Лобковая вошь - длина тела 1,36-1,6 миллиметров; по форме тела напоминает щит, удерживается на коротких волосках лобка, бровей, ресниц. При значительной численности насекомые могут распространяться на всей нижней части туловища, особенно на животе, где в результате их кровососания надолго остаются характерные синюшные следы.

Как  происходит заражение?

Прежде всего при тесном контакте с завшивленными лицами, при общении в детских садах, школах, лагерях, в переполненном транспорте, при пользовании общей одеждой, постелью, спальными принадлежностями, головными уборами, расческами и другими предметами личного пользования. Заражение взрослых людей лобковыми вшами происходит при интимном контакте, а у детей – от взрослых, ухаживающих за ними, а также через белье.

Как предупредить педикулез?

Несложно. Нужно только выполнить обычные требования личной  гигиены:

  • мытье головы и тела горячей водой с мылом – не реже 1 раза в 7 дней
  • смена постельного и нательного белья – не реже 1 раза в 7 дней  и по мере загрязнения
  • стирка белья с кипячением и последующим проглаживанием горячим утюгом
  • регулярная стрижка, расчесывание волос головы
  • еженедельные осмотры на педикулез всех членов семьи
  • систематическую чистку верхнего платья, одежды
  • полный запрет на использование чужого белья, одежды, головных уборов, расчески  и других предметов личной гигиены;
  • регулярную уборку помещений, содержание в чистоте предметов обстановки
  • перед ношением предварительная стирка, либо проглаживание горячим утюгом новой одежды, головных уборов
  • Куда можно обратиться за помощью при обнаружении педикулеза?
  • За помощью можно обратиться к медицинскому работнику по месту жительства, учебы, работы или непосредственно в санитарный пропускник Минского городского центра  дезинфекции и стерилизации по адресу: улица Петруся Бровки,11 первый этаж, 13 подъезд, телефоны: 2907567, 2920492, ежедневно кроме воскресенья, понедельник, четверг, пятница  -   с 8.00 до 18.00, вторник, среда - с 14.00 до 18.00, в субботу с 10.00 до 13.00.

В центре есть кабинет анонимного осмотра и санации педикулеза.

Как можно выяснить, что у ребенка в социальной сети происходит что-то нехорошее?:

  • частые перепады настроения;
  • изменение манеры пользования цифровых средств и социальными сетями (ребенок просыпается ночью для входа в Интернет);
  • резкое увеличение или уменьшение количества «друзей» на социальных сетях;
  • появление «друзей» намного старше самого пользователя;
  • появления подозрительных групп;
  • наличие оскорбительных фраз или сообщений на странице ребенка;
  • удаление страницы с социальных сетей.

 

Сейчас существует множество способов контролировать своих детей в сети. Каждый родитель способен выбрать лучший вариант для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка.

 

РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ:

 

  • «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ» - как специализированное ПО так и услуги провайдера, включает в себя стандартный набор функций, а именно:

- ограничение времени нахождения ребенка в сети;

- ограничение времени пользования компьютером;

- возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;

- блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;

- ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ;

  • создайте «детский» профиль пользователя на вашем ПК или ноутбуке, где будут лишь предназначенные для детей материалы;
  • научите ребенка пользоваться социальными сетями и поисковыми сервисами;
  • используйте настройки безопасности/приватности выбранных сайтов для ограничения доступа к личным данным вашего ребенка;
  • проверяйте возрастные ограничения сайтов и видеоигр;
  • объясните, что в интернете, как и в реальной жизни, не стоит общаться с незнакомыми людьми и тем более раскрывать информацию о себе или семье;
  • даже друзьям и знакомым не следует доверять – профиль одноклассника вашего ребенка может быть взломан злоумышленниками;
  • приглядывайте за тем, кого ваш ребенок добавляет в друзья в социальных сетях и что публикует в открытом доступе;
  • если вашего ребенка в интернете кто-то напугал или расстроил – он должен знать, что в любой момент может прийти к вам и рассказать об этом.
  • будьте для ребенка проводником в интернете. Расскажите ребенку о возможностях интернета, продемонстрируйте ему интересные ресурсы, а не только игры и социальные сети;
  • будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно помнить, что «знать» и «шпионить» — совершенно разные понятия. Ребенок имеет право на неприкосновенность личной переписки. А вот добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета — можно. Так вы будете в курсе того, с кем он общается.

 

ИНЫЕ, НЕ МЕНЕЕ ОПАСНЫЕ УГРОЗЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

 

  • ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов, а так же заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру; 
  • НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, т.е. получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.
  • КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные, (его собственные или ваши) и распространить их в открытом доступе, так же ребенок может передать незнакомцам реквизитами банковских платежных карт, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д.
  • КИБЕРБУЛЛИНГ ИЛИ «ТРОЛЛИНГ» – это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

Может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве;

  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, всё большую опасность стали представлять собой "игры на выживание" или "игры на вымирание", организованные в интернете создателями так называемых "групп смерти" (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).

Так же опасность представляют незнакомцы в социальных сетях, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома.

Профилактика туберкулеза у детей.

Туберкулез является одной из наиболее актуальных проблем, как в мире, так и в нашей стране. Ежегодно в мире регистрируются миллионы случаев заболевания туберкулезом и миллионы смертей от него, включая и  детей.Туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза или палочкой Коха, названной так в честь немецкого ученого Роберта Коха, который открыл её в 1882 году. Хотя на самом деле бациллы туберкулеза живут на земле уже 3 миллиона лет и так же стары, как и само человечество. Туберкулез может поражать различные органы и ткани человеческого организма: легкие, почки, кости, мозг, лимфатические узлы, глаза, кожу. 

Источники и пути заражения. Основным источником инфекции является больной туберкулезом человек. Выделяющиеся при кашле и чихании мельчайшие капельки мокроты и слюны содержат большое количество возбудителей туберкулеза, а у больного открытой формой – огромное количество. Так в капле его мокроты может быть до 2-3 миллионов бактерий; за сутки он выделяет от 15 миллионов до 7 миллиардов микробактерий и инфицирует окружающих людей: в квартире, транспорте, лифте и т.д. Это воздушно-капельный путь распространения инфекции, наиболее частый. Учитывая то, что туберкулёзная палочка очень устойчива в окружающей среде: способна сохранять свои свойства в почве, снегу, во льду, устойчива к воздействию кислот, щелочей, спиртов – один больной может заразить до 10-15 человек в течение года. Заражение воздушно-пылевым путем и алиментарным (пищевым) путем происходит реже. Вторым по значимости источником является больной туберкулезом крупный рогатый скот, реже – другие животные (свиньи, овцы, верблюды, кошки, птицы). Заражение через пищу и предметы обихода может произойти при употреблении молока от больной туберкулезом коровы или при использовании общей с больным туберкулезом легких, посудой, туалетными принадлежностями и т.д. Заразиться и заболеть туберкулезом может практически любой человек. Особенно подвержены люди из группы риска: живущие и работающие рядом с больным, маргинальные элементы; страдающие такими заболеваниями, как сахарный диабет, рак, ВИЧ-инфекция, больные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Организм ребёнка или подростка, ослабленный различными вирусными и бактериальными заболеваниями (частые ОРИ, грипп, бронхит, пневмония и др.), подвержен большей опасности заболеть туберкулезом,  особенно, в случае контакта с больным.

С целью раннего выявления больного локальной формой туберкулеза ребенка, проводится туберкулинодиагностика путем проведения пробы Манту. В первую очередь в этом нуждаются дети из группы повышенного риска заболевания туберкулезом. На каждом педиатрическом участке имеются дети из таких групп и постановка им пробы Манту, проводится в соответствии с требованиями нормативных документов. Очень важным моментом в работе педиатрической службы является профилактика туберкулёза у детей, особенно специфическая профилактика, т.е. противотуберкулезная вакцинация. Она проводится вакциной БЦЖ. Расширенная программа Всемирной организации здравоохранения по иммунизации рекомендует проводить БЦЖ-вакцинацию детей сразу после рождения, в особенности в странах с высокой распространенностью туберкулеза, к которым относится  Республика Беларусь. Эффективное применение вакцины БЦЖ позволяет снизить заболеваемость такими наиболее тяжелыми формами заболевания, как милиарный туберкулез и туберкулезный менингит, предотвратить смертность детей от туберкулеза. Вакцинация детей против туберкулеза проводится в соответствии с календарем профилактических прививок, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Важным является также санитарное просвещение населения и формирование здорового образа жизни.

Школьный травматизм.

За последнее десятилетие в состоянии здоровья и патологии детей произошли существенные сдвиги: травмы и несчастные случаи стали занимать одно из первых мест в структуре причин смертности. Значительное число травм приводит к тяжелым осложнениям, подчас завершающимся инвалидностью, возникновению стойких функциональных нарушений, анатомических и косметических дефектов, которые в свою очередь обусловливают трудности в обучении, выборе профессии, социальной и личностной адаптации.

Слово “травма” происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Среди детского травматизма школьный стоит на третьем месте после бытового и уличного. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной  15%-20% всех детских травм. Чаще всего ребята получают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий.

Вам, конечно, приходилось видеть детские потасовки: второклассники выбежали из школьных ворот смеются, толкаются, один ударяет другого портфелем по голове. Сотни таких эпизодов  проходят бесследно, и потому сложилось впечатление об их безобидности. Но нередко бывает, что привыкший к подобным потасовкам ученик не рассчитал тяжести портфеля силы размаха и дело дошло до сотрясения мозга. А сколько травм происходит из-за, казалось бы, невинной подножки! Упал с размаху на жесткую поверхность, ударился об угол подоконника, о батарею отопления — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени.


В большинстве случаев школьники травмируются в результате:

- нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;

- на уроках физкультуры;

- вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;

-в результате бесконтрольности со стороны педагогов;

-в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.

Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактике нужно учитывать три периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития детей.

Дети младшего школьного возраста (7—10 лет) только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Любознательность, стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения, из которых надо найти выход. Все это привносит в игры эмоционально-аффективный фактор, делает их травмоопасными. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Приведем пример : Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

Опасность поджидает детей при игре с острыми предметами. Ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (палки, пеналы, ручки и т.д.), другие любят стрелять: Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

У детей 11—14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е переход от детского возраста к юношескому. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. Детям кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, всякого рода приключениям. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижение в силе, беге, ловкости, выносливости и т. д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.

Медицинские работники школ, проводя полный учет травм с выяснением места происшествия, причин и обстоятельств их возникновения, имеют возможность оценить эпидемиологическую картину травматизма в школе. На основании этого и должна строиться профилактическая работа конкретно в каждой школе. 

В целом предусматриваются предупредительные мероприятия:

— обеспечение травмобезопасности окружающей обстановки в школе (защищенные батареи, незахламленные лестницы, переходы, достаточная освещенность и пр.);

— организация отдыха, контроль за поведением учащихся во время перемен;

— неукоснительное соблюдение техники безопасности на уроках физики, химии, трудового   воспитания;

— нравственное воспитание учащихся — формирование у них гуманности, этических   норм   поведения;

— гигиеническое воспитание учащихся;

— организация досуга учащихся во внеучебное время;

— воспитательная и санитарно-просветительная работа с родителями. 

Профилактика травм на уроках физкультуры предусматривает устранение причин, их вызывающих. Для этого необходимы:

— оснащение спортивных залов исправным и соответствующим возрасту учащихся оборудованием и инвентарем;

— строгий санитарный надзор за местами проведения занятий;

— повышение дисциплины учащихся во время занятий;

— тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся;

— контроль за квалификацией преподавателей по физическому воспитанию.

Необходимо не реже 2 раз в год на педсоветах рассматривать состояние школьного травматизма. Профилактическую работу следует вести систематически, но особенно активно — в начале учебного года, после каникул.

Для повышения медико-гигиенических знаний у родителей можно проводить лекции и беседы во время родительских собраний, организовать цикл занятий по теме университета здоровья, в программу которых входят вопросы воспитания детей, особенностей детского травматизма, оказания  первой   помощи   при   травмах.

Спайсы и курительные смеси.

В последние годы, из Китая заходит непрекращающийся поток новых наркотиков, непосредственная торговля которыми ведется через сеть интернет. Названия этих наркотиков - спайсы. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных, а также потому что распространение происходит через интернет, и организаторы сами не прикасаются к наркотикам.

Что такое курительная смесь "спайс"

Spice («спайс») — бренд травяных курительных смесей, обладающих психоактивным  действием, аналогичным действию марихуаны. Он появился с начала 2000-х годов (по некоторым  данным — с 2002) в различных странах Европы. Сначала курительные смеси можно было легально купить в обычных и интернет - магазинах. Часто спайс называли безвредными благовоньями, помогающими человеку расслабиться после тяжелой напряженной умственной или физической работы. Естественно, что спайс стал широко популярен у молодежи, студентов и школьников. Поэтому на них и пришелся основной наркотический удар.

Состав курительных смесей.

Продавцы, предлагая приобрести спайс, доказывают, что "он совершенно безвреден, так как состоит только из трав, без  химических добавок". Но в этом есть только маленькая доля правды. Можно, например, вспомнить только про марихуану, различные грибы, которые содержат галлюциногены и другие, совершенно натуральные продукты, употребляя которые многие люди, почему - то погибли.

Но на самом деле данная курительная смесь содержит в себе такие растения: голубой лотос, львиный хвост, гавайская роза, шалфей предсказателя и другие вещества, вроде как обычные растения. Но каждое из этих растений имеет в своем составе сильнейшие галлюциногены. Большая их часть растет в Южной Азии и Америке. Все они ранее применялись аборигенами именно в виде наркотиков.

Сложность, с которой сталкиваются врачи при лечении зависимости от спайса, заключается в том, что в анализе при большинстве случаев у пациента в крови нет наркотических соединений. А это затрудняет диагностику и лечение.

Вред спайса или курительных смесей.

В первую очередь от употребления курительных смесей страдает человеческая психика, воздействие на нее оказывается, так же как и при применении сильнодействующих наркотических веществ. При употреблении «спайса» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха.

Страдает так же и весь организм в целом: легкие, печень, фильтрующая нечистую кровь, мозг, и, так или иначе, ряд других органов. У мужчин этот наркотик снижает потенцию, у женщин становятся нерегулярными менструации. В ряде случаев это приводит к бесплодию. Поэтому каждой девушке следует всерьез задуматься, прежде чем впервые попробовать spice, и решить, что же является для неё более приоритетным – получить несколько часов сомнительного удовольствия или же в будущем иметь возможность создать нормальную семью.

Запрет на спайс.

В Европе долго думали над тем, что нужно ли вводить запрет на спайс или нет. Но все же большая часть стран, это: Великобритания, Люксембург, Швеция, Германия, Франция и другие ввели всё-таки запрет на этот наркотик. В России оригинальный "спайс" запретили в 2009 году.

В Беларуси впервые сотрудники МВД столкнулись с так называемыми спайсами в 2010 году. Сейчас оборот значительной доли "спайсов" ограничивается Республиканским перечнем наркотических средств и психотропных веществ, куда ежегодно включаются новые виды психотропов, запрещенные на территории нашей страны.

Что необходимо знать родителям

Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов и сопровождается кашлем, сухостью во рту, мутным либо покрасневшим белком глаз, нарушением координации, дефектом речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки), заторможенностью мышления, неподвижностью, застыванием в одной позе при полном молчании, бледностью, учащенным пульсом и приступами смеха.

В связи с тем, что дозу не просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрация) возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и могут привести к смерти.

И в заключение хочется сказать, что наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении, и действуют в первую очередь на психику. Никто не способен оградить наших детей кроме нас самих. Не будьте беспечны, не думайте, что это может коснуться любого, но не вас. Запомните — наркотики не выбирают, сын учительницы или дочь генерала. И основная причина наркомании — доступность наркотиков.

Причины возникновения сколиоза и его профилактика.

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда  расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она является одним из показателей здоровья человека.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста.

Причины, которые могут привести к нарушению осанки(сколиозу) многочисленны. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, нерациональная одежда, мебель и т.д.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения . Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета , т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило , прекращается , за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Как уберечь свое чадо от такого грозного заболевания?

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Очень важно правильно ориентировать ребенка при выборе вида спортивных тренировок. Не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на развитие осанки и позвоночника. Многолетние наблюдения за юными спортсменами свидетельствуют о том, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника оказывают симметричные и смешанные виды спорта. Они, равномерно развивая мышцы обеих половин тела спортсмена, предупреждают возникновение вновь приобретенных нарушений осанки во фронтальной плоскости у здоровых детей, исправляют имеющиеся нарушения осанки во фронтальной плоскости, предотвращают прогрессирование сколиозов I степени и даже способствуют устранению начальной степени сколиотической деформации позвоночника.

Так к смешанным видам спорта относят: Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей.

К симметричным: Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.

В качестве профилактики развития нарушения осанки необходимо организовать и строго соблюдать правильный режим дня, правильно и точно подбирать обувь ребенку. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Рацион питания необходимо скорректировать в соответствии с потребностями растущего организма. Контролировать правильную, равномерную нагрузку на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др. Спать лучше всего на жесткой поверхности и, конечно, не забывать о занятиях плаванием.

Таким образом, зная причины нарушения осанки(сколиоза) можно предотвратить возникновение и развитие болезни.

«Половое воспитание девочек»

По определению ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие болезней или дефектов, а полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Период полового созревания знаменуется для девочки началом менструации, в этот период особенно важно тщательно соблюдать гигиену наружных половых органов. Для детей и подростков половое воспитание — это часть общей воспитательной программы, помогающее подрастающему поколению разобраться во взаимоотношении полое, научиться культуре в отношении к девочке, девушке как к будущей матери, к юноше как к будущему отцу. И примером такого поведения должна быть, в первую очередь, обстановка в семье, уважение и добрые отношения между отцом и матерью. Родители обязаны знать, где и с кем проводят время их дети, по возможности чаще приглашать на чашку чая друзей своей дочери. Тогда легче найти довери­тельный тон в общении с дочерью, что-то посоветовать, постараться понять. Мама в ненавязчивой форме должна объяснить дочери, почему нежелательна ранняя половая жизнь, к чему она может привести, особенно если происходит частая смена половых партнеров.

Надо рассказывать девочкам о заболеваниях, передающихся половым путем. В настоящее время их известно более 30 – это хламидиоз, трихомониаз, уреаплазмоз, герпес, микоплазмоз, вирус папилломы человека, остроконечные кандиломы и другие, включая сифилис, гонорею,   ВИЧ-инфекцию, СПИД. Они никогда не проходят сами по себе, без лечения. Некоторые венерические болезни не имеют ярко выраженных признаков, что особенно касается женщин, у которых из-за их анатомических и физиологических особенностей инфекции, передающихся половым путем (ИППП), часто протекают стерто, малосимптомно и даже вовсе бессимптомно. Хронически протекающие или не конца вылеченные ИППП приводят к тяжелымпоследствиям – хроническим воспалительным процессам мужских и женских половых органов, снижению потенции у мужчин, у женщин – к выкидышам, невынашиванию беременности, инфицированию плода, мертворождению и даже раку половых органов. Примерно каждый пятый брак бесплоден, и в этом в значительной мере повинны ИППП. Чаще страдают этими заболеваниями люди в возрасте 13-24 лет. Девочки биологически более уязвимы из-за несовершенства половой сферы, которая меньше защищена от инфекций, не имеет таких защитных барьеров, как у взросой женщины. И, если раньше рак шейки матки считался прерогативой женщин, много рожавших и делавших аборты, то в последнее время он "омолодился" и встречается в юном возрасте. Нельзя умалчивать о таком грозном заболевании» как СПИД, который рано или поздно приведет к смерти.

Необходимо говорить девочке о том, что девочку украшают хорошие манеры, а не развязное поведение, громкий хохот в общественных местах, нецензурные выражения. От девушки должен исходить приятный запах чистого тела и свежего белья, но не табачного дыма и, тем более, алкоголя. Не секрет, что около 60% подростков курят, знакомы со спиртными напитка­ми, 20% пробовали наркотики. Средний возраст начала курения среди девочек – 13,5лет, приобщения к наркотикам – 14,5лет. Никотин, алкоголь действуют отрицательно не только на нервную систему, но и на ткань яичников, разрушая их, что может привести к нарушению менструальной функции и бесплодию.

Одежда должна быть, конечно, модной, но обязательно по сезону и не вызывающе откровенной, что может спровоцировать юношей на насилие.

Алкоголь, который раскрепощает девушку, не должен употребляться, дабы потом когда наступит утро, не наступило разочарование и большие сожаления.

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей. Алкогольная зависимость у подростков.

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье детей. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей, это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Пьянство даже в самой безобидной форме оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие детей.

Употребление алкоголя матерью во время беременности может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности.

Алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставании в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными уродствами.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы (эта группа детей обозначается как дети с задержкой психического развития).

Дети из семей  алкоголиков очень впечатлительны, изолированы от чувств, склонны к внутренней переработке чувств и переживаний. Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Прежде всего это реакции протеста. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок  уходит из дома, боится родителей и не возвращается. Также  имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество.

Все указанные нарушения могут стать основой для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя  ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный и психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков развития и уродств. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развитие, т.к воспитываются он в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными, эмоционально неустойчивыми и с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучения детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться в социальной среде. Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них  дается с большим трудом.

Алкогольная зависимость у подростков – одна из острейших проблем современного общества. Неблагоприятной тенденцией  является рост частоты заболеваемости среди молодежи, включая подростков. За последние 5 лет число подростков, состоящих на учете у наркологов в РБ выросло больше, чем в 3 раза. За 2013г. количество несовершеннолетних, взятых впервые наркологами на учет по сравнению с 2012г., увеличилось на 26,5 %, а число, состоящих на учете, на 29,2%. Из числа учтенных в государственных медицинских наркологических учреждениях РБ на январь 2013г.12,5% составили несовершеннолетние до 14 лет. Стационарно в 2012г. пролечено 320 подростка, 27,3% из них составили несовершеннолетние до 14 лет. До 50% подростков, находящихся на лечении в детско-подростковом неврологическом отделении РБ имеют проблемы с психоактивными веществами. К административной ответственности привлекались несовершеннолетние до 16 лет, находящиеся в состоянии опьянения: учащиеся школ-28,9%, ПТУ- 17,9%, техникумов-4,3%, студенты ВУЗов-1,4%. Более 30% преступлений совершаются несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.

Многие из молодых людей, находясь под воздействием интенсивных непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и, вследствие этого психоэмоционального напряжения, возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Формирование зависимости связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а так же индивидуальные варианты взаимодействия между ними.

Клиника алкогольной зависимости у подростков имеет особенности, отличающие ее от данной болезни у взрослых, наряду с большим распространением зависимости от ПАВ. Остро стоит вопрос профилактики и лечения.

Лечебные воздействия, основанные на одновременном ослаблении риска развития зависимости от ПАВ и увеличении потенциальной устойчивости личности в определенных условиях среды, является предпочтительным.

Как уберечь детей от простуды?

Родители знают, что с наступлением похолодания у большинства людей иммунитет ослабевает. Однако, какой бы не была погода, жизнь отменить нельзя, и мы одеваем потеплее детей, ведем их в детский сад или отправляем в школу, на праздники, в театр и т.д.. В этот период особенно необходимо защитить свою семью от воздушно-капельных инфекций, необходимо соблюдать правила гигиены: мыть руки, возвращаясь с улицы, промывать нос, проветривать помещения, проводить регулярные влажные уборки, но прежде всего – укрепить защитные функции организма и, в первую очередь - позаботиться о слизистой оболочке носа и горла. А ведь в отопительный сезон, когда сухой воздух от батарей ослабляет защитные свойства слизистой оболочки носоглотки, дает вирусам дополнительный шанс, и заболеваемость простудой или гриппом у детей и взрослых резко возрастает. Слизистая оболочка носоглотки – первый и главный защитный барьер на пути вирусов ОРВИ и гриппа в организм.  Если она пересушена, повреждена, ослаблена, то не может в полной мере выполнять свои барьерные функции. В здоровом организме ребенка эпителий слизистой оболочки надежно защищает от попадания внутрь вредных бактерий и вирусов. Но болезнетворные микробы легко смогут проникнуть в организм, когда слизистая оболочка пересушена, и в ней появляются микротрещины, через которые и происходит заражение. Сами вирусы, проникая в слизистую, наносят ей дополнительные повреждения, что является причиной возникающих вторичных бактериальных осложнений заболевания. Это означает, что при первых же признаках простуды, и тем более при начинающихся насморке и кашле, немедленно следует принимать меры поддержки и укрепления защитного барьера организма.

Именно на это и направлены такие простые и известные всем нам с детства гигиенические правила: проветривание квартиры, влажная уборка, мытьё рук. Для укрепления иммунитета ребенка, можно, по совету врача, принимать витаминные комплексы.  Основные витамины для вас сейчас – С, А, Е, D. Организуйте правильное питание. Рацион ребенка должен содержать как можно больше витаминов и минеральных веществ, антиоксидантов. Где их взять? Они присутствуют в овощах, фруктах, рыбе, кисломолочных продуктах и чистой питьевой воде.

В сезон эпидемий промывайте нос ребенка после возвращения из людных мест растворами на основе морской соли, они снизят концентрацию вирусов в носоглотке. Также можно полоскать горло травяными настоями календулы, шалфея, водным раствором морской соли, сока лимона. Возьмите за правило приучать ребёнка не только к гигиене рук, но и полости рта, полоскать горло  не только после приёма пищи, но и после прихода с улицы и после занятий спортом. Перед выходом в школу, дошкольные учреждения и в места скопления народа, можно смазать нос мазью  «оксолиновая»,  чтобы закрыть входные ворота для инфекции. Введите в рацион ребёнка продукты, богатые фитанцидами – лук, чеснок (для профилактики применяют и чесночные бусы –  как аромотерапия).

Ротавирусная инфекция. Профилактика.

Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, которая характеризуется преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, общей интоксикацией, нередко наличием респираторного (катарального) синдрома в начальном периоде болезни.

Для ротавирусной инфекции характерен сезонный подъем заболеваемости в холодный период года, с максимальными показателями в весенние месяцы.

Путь передачи инфекции: через предметы обихода, посуду, инвентарь, игрушки, грязные руки, инфицированную вирусами пищу, водопроводную, колодезную или речную воду. На различных объектах внешней среды вирус сохраняет жизнеспособность до месяца, выживает и при нулевой температуре. Не исключена возможность распространения инфекции и воздушно-капельным путем.

Источником вируса является больной человек или бессимптомный носитель ротавируса.

Болеют дети и взрослые, но наибольшему риску заболеваемости ротавирусной инфекцией подвержены дети первых 3-х лет жизни. Хотя болезнь протекает чаще в лёгкой форме, следует выполнять рекомендации доктора по лечению, соблюдению диеты, восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Для детей 1-го года жизни главные меры профилактики – грудное вскармливание и тщательное соблюдение членами семьи правил личной гигиены. Так, по возвращению с улицы, перед приёмом пищи, после посещения туалета и при любом загрязнении нужно вымыть руки с мылом.

Для питья желательно использовать кипячёную или бутилированную воду. Особое внимание нужно уделить качеству молочной продукции, нельзя употреблять продукты сомнительного происхождения и с истекшим сроком годности.

Все пищевые продукты хранить закрытыми в чистой посуде, скоропортящиеся сохранять в холодильнике в пределах допустимых сроков хранения.

Фрукты, овощи, в том числе цитрусовые и бананы, необходимо мыть под проточной водопроводной водой, а для детей младшего возраста – ополаскивать кипячёной водой или кипятком.

Нужно регулярно проводить влажную уборку и проветривание помещений, особенно там, где есть маленькие дети.

Мыть игрушки, соски, бутылочки маленьких детей обязательно кипятить.

Не забывать о закаливании, полноценном питании, всё это повышает защитные силы организма! Ваше здоровье в Ваших руках!

Защитите себя и своего ребенка от гриппа!

 Грипп – острое инфекционное вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Источником инфекции является больной человек. Наибольшую опасность представляют люди, которые переносят данную инфекцию в стертой форме (без явной клиники).

Первыми на подъем заболеваемости всегда отвечают дети. Это связано с тем, что они больше находятся в замкнутых коллективах (детских садах, школах, училищах), общаются с большим количеством детей и взрослых (одноклассники, учителя, воспитатели).

Полностью оградить ребенка от инфекций, уберечь его от гриппа и простудных заболеваний в осенне-весенний период не под силу ни одному родителю. Но можно сделать все от нас зависящее, чтобы снизить риск заболевания своего ребенка.

Очень часто родители путают грипп и другие ОРВИ, которые обычно называют простудой. Их, действительно, нелегко, но всё-таки можно отличить. Простуда начинается постепенно - с насморка, неприятных ощущений в горле и кашля. Температура редко поднимается выше 38°С и держится недолго. При этом общее самочувствие ребёнка не сильно ухудшается. А вот основные симптомы гриппа при наиболее распространённой среднетяжёлой форме появляются, как правило, наоборот, остро и внезапно: высокая температура, озноб, головные и мышечные боли, боли в горле, сухой кашель, плохое самочувствие в целом, ощущение разбитости. Температура достигает своего максимального значения к концу первых или реже на вторые сутки.

Не стоит забывать и про осложнения гриппа. Осложнения могут проявляться как в процессе развития болезни, так и после нее. Чаще всего в качестве осложнения гриппа у детей проявляется ларинготрахеобронхит, отит, воспаление придаточных пазух, пневмония. Осложнения гриппа всегда возникают как результат наслоения бактериальной флоры на гриппозную инфекцию.

Самый надежный и эффективный способ защиты от гриппа – это вакцинация.

В первую очередь прививки от гриппа рекомендованы часто болеющим деткам. Считается, что они после вакцинации смогут переносить различные простудные заболевания легче.

В настоящее время для вакцинации используются только инактивированные вакцины. В своем составе они не содержать живой вирус и не способны вызвать заболевание, но способны стимулировать нашу иммунную систему для выработки антител к вирусу гриппа.

Полноценный иммунитет формируется через 2-3 недели после вакцинации. Именно поэтому очень важно своевременно сделать прививку, до начала подъема заболеваемости гриппом. Наиболее благоприятное время для вакцинации: сентябрь-октябрь.

Для вакцинации лиц из групп риска (дети, учителя, воспитатели, взрослые с хроническими заболеваниями, медицинские работники и т.п.) на бесплатной основе доступна вакцина «Гриппол плюс» (Россия), на платной - вакцины  «Ваксигрипп» (Франция) и «Инфлювак» (Нидерланды).

Также соблюдение ряда простых правил поможет Вам укрепить ваш иммунитет: здоровое питание, витамины, закаливание, здоровый полноценный сон, прогулки на свежем воздухе.

Уважаемые родители! У вас есть возможность защитить своего ребенка от гриппа в предстоящий сезон подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными инфекциями – сделать профилактическую прививку.

Прививайтесь против гриппа и будьте здоровы!