Приложение № 3 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»
Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов
в 2015/2016 учебном году
Один из наиболее эффективных способов предупреждения и преодоления употребления учащимися и студентами алкоголя, наркотических и психотропных веществ – это системная профилактическая работа, проводимая с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ в начале 2015/2016 учебного года необходимо:
- оформить информационный стенд «Уголок правовых знаний» в соответствии с рекомендациями Министерства образования (письмо Министерства образования от 13.07.2015 № 10-01-28/269);
-организовать целенаправленную информационно - разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей о необходимости своевременного выявления предрасположенности к аддиктивному поведению путем проведения психосоциального анкетирования;
- продолжить реализацию мероприятий Комплекса мер по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся;
- организовать системную работу по просвещению родителей несовершеннолетних обучающих с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, правоохранительных органов.
Справочно:
Примерная тематика мероприятий: «Наркотик – знак беды», «Спорт против наркотиков», «Права и ответственность в сфере распространения и употребления курительных смесей в Республике Беларусь», «Признаки употребления курительных смесей, особенности их влияния на организм ребенка», «Особенности общения с ребенком, оказание помощи при отравлении курительными смесями» и др.
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.
Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Рекомендуется проведение психосоциального анкетирования в соответствии с методиками: для учащихся 5 – 7 классов «Анкета для учащихся V–VII классовучреждений общего среднего образования», для 8 – 9классов тест-опросник «Аддиктивная склонность», для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования и учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образованияопросник «Риск химической зависимости».
Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста четырнадцати лет, проводится только при наличии добровольного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»). Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражают свое согласие на участие в таком анкетировании.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения о фамилии обучающего и его возрасте.
В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования (при положительном результате) руководителем учреждения передаются другому руководителю с соблюдением конфиденциальности имеющихся данных. Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося предрасположенность к аддиктивному поведению.
При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:
- использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;
- создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;
-обеспечение конфиденциальности (не допускается свободное общение между анкетируемыми).
Опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкцией по применению, выполнение которой должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.
Справочно:
Целесообразно, например, обратить внимание учащихся на инструкции к каждому вопросу: количество вариантов ответа, которые можно выбрать, отвечая на те или иные вопросы; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать респондентов, что они могут изменив свое решениезачеркнуть отмеченный номер и указать другой. Если выбирается вариант ответа «Другое», то в пустой строке после вопроса можно внести свой вариант ответа.
Должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), при получении положительного результата в обязательном порядке обучающегося вместе с родителями направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Информацию за подписью руководителя учреждения образования о результатах проведенного психосоциального анкетирования необходимо направлять в управления (отделы) образования ежегодно не позднее 1 декабря.
С обучающимися, предрасположенными к аддиктивному поведению,проводится коррекционная, тренинговая работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им.
Для организации коррекционной, тренинговой работы с обучающимися рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Справочно:
Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.
Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.
Для организации целенаправленной работы по формированию у учащихся 9 – 10 классов культуры здорового образа жизни рекомендуется использовать учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни», размещенную на национальном образовательном портале (http://adu.by/?p=201).
АНКЕТА для учащихся V–VII классов
Учреждений общего среднего образования
Уважаемые учащиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один или несколько ответов, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком номера этих ответов. В строке «Другое (напишите)_____» Вы можете вписать свой вариант ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.
1. Как Вы относитесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| | Положительно | Нейтрально | Отрицательно | Затрудняетесь ответить |
| К курению | 1 | 2 | 3 | 4 |
| К употреблению алкогольных напитков | 1 | 2 | 3 | 4 |
| К употреблению наркотиков | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Большинство Ваших сверстников, с которыми Вы общаетесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| | Регулярно | Иногда | Никогда | Не знаете |
| Курят сигареты | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Употребляют легкие алкогольные напитки (пиво, джин-тоник) | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Употребляют крепкие алкогольные напитки (водку и др.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Употребляют наркотики | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| Утверждение | Не согласен | Затрудняюсь ответить | Согласен |
| Не курить – это «круто» | 1 | 2 | 3 |
| Курение делает людей менее активными и менее энергичными | 1 | 2 | 3 |
| Курение – это напрасная трата денег | 1 | 2 | 3 |
| Курение опасно для здоровья | 1 | 2 | 3 |
| Курящий человек выглядит стильно | 1 | 2 | 3 |
| Курение – это напрасная трата времени | 1 | 2 | 3 |
| Курить – это «круто» | 1 | 2 | 3 |
| Курение делает подростков более интересными | 1 | 2 | 3 |
| У курильщиков зубы становятся желтыми | 1 | 2 | 3 |
| От курильщиков плохо пахнет | 1 | 2 | 3 |
| Курение – это для неудачников | 1 | 2 | 3 |
| Курение – не самое большое зло | 1 | 2 | 3 |
4. Пробовали ли Вы когда-нибудь курить сигареты, даже если это была только одна или две затяжки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 4 Вы отметили вариант ответа «нет», то перейдите к вопросу № 6 |
5. Вы в первый раз попробовали курить, потому что(возможны несколько вариантов ответа):
1. Уступили сверстникам, чтобы не портить с ними отношения
2. Согласились на предложение знакомых
3. Всегда хотели быть первым во всем среди сверстников
4. Вместе со сверстниками сознательно хотели быстрее приобщиться к миру взрослых
5. Подумали, что «в этом нет ничего страшного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»
6. Было интересно попробовать
7. Другое (напишите)_____________________________________________________________
6. Употребляли ли (употребляете ли) Вы спиртные напитки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 6 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 11 |
7. Если Вы употребляли (употребляете) спиртные напитки, то укажите какие:
1. Крепкие алкогольные напитки: водку, коньяк и др. 2. Вино 3. Пиво | 4. Шампанское 5. Алкогольные коктейли 6. Другое (напишите)________ |
8. Какие причины заставили Вас употребить алкоголь впервые? (возможны несколько вариантов ответа)
1. Любопытство 2. Желание почувствовать себя взрослым 3. Участие в семейном праздничном застолье (взрослые предложили или разрешили выпить вместе с ними) 4. Желание быть как все среди сверстников | 5. Настойчивые предложения знакомых, друзей 6. Эмоциональные переживания, стресс 7. Стремление преодолеть застенчивость, стать более раскованным 8. Другое (напишите) _____________ |
9. Как часто Вы употребляете алкоголь? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| | Несколько раз в неделю | 1 раз в неделю | 2-3 раза в месяц | 1 раз в месяц | Реже 1 раза в месяц |
| Слабоалкогольные напитки (пиво и др.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Крепкие алкогольные напитки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Почему Вы употребляете алкогольные напитки? (возможны несколько вариантов ответа)
1. Чтобы расслабиться, снять напряжение 2. Чтобы чувствовать себя более уверенно, раскованно в общении с другими 3. Чтобы поднять настроение | 4. Это принято в среде друзей, с которыми Вы общаетесь (за компанию) 5. Это принято в Вашей семье 6. Другое (напишите) __________________ |
11. Пробовали ли Вы какие-либо наркотические препараты?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 11 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 14
12. Какие виды наркотиков Вы пробовали?
1. Марихуану («травку») 2. Курительные смеси, марки (спайсы и др.) | 3. Инъекционные наркотики (в уколах) 4. Другое (напишите) _______ |
13. Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?(возможны несколько вариантов ответа)
1. Любопытство 2. Желание испытать необычные ощущения 3. Рассказ человека, который его употреблял | 4. Настойчивые предложения знакомых, друзей 5. Другое (напишите) ______________________ |
14. Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашем присутствии употреблялись наркотики?
1. Да 2. Нет
15. Какое поведение человека по отношению к наркотикам Вы считаете нормальным?(выберите один вариант ответа)
1. Наркотики можно употреблять любые, если они тебе доступны 2. Иногда можно употреблять наркотики покрепче (укол, «колёса» и т. п.) | 3. Курить «травку» можно довольно часто 4. Иногда можно курить «травку» 5. Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять |
16. Проводились ли в Вашем учреждении образования мероприятия по профилактике (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
| Курения подростков | 1 | 2 | 3 |
| Употребления алкогольных веществ подростками | 1 | 2 | 3 |
| Употребления наркотических веществ подростками | 1 | 2 | 3 |
17. Знаете ли Вы о негативных последствиях(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| | Да | Не совсем | Нет |
| Курения | 1 | 2 | 3 |
| Регулярного употребления слабоалкогольных напитков (пива и др.) | 1 | 2 | 3 |
| Употребления курительных смесей, марок (спайсов и др.) | 1 | 2 | 3 |
| Употребления марихуаны («травки») | 1 | 2 | 3 |
| Употребления других наркотиков (уколов, таблеток и т.д.) | 1 | 2 | 3 |
18. Остановит ли Вас знание данных негативных последствий от(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
| | Да | Нет | Не уверен |
| Курения | 1 | 2 | 3 |
| Употребления алкоголя | 1 | 2 | 3 |
| Употребления наркотиков | 1 | 2 | 3 |
19. Если в вопросе № 18 Вы ответили «нет», то напишите, почему ___________________
_______________________________________________________________________________
20. Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации и консультациях по вопросам отрицательного воздействия курения, алкоголя и наркотиков на человека?
1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
Спасибо за участие в анкетировании!
ТЕСТ-ОПРОСНИК «АДДИКТИВНАЯ СКЛОННОСТЬ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VIII–Ixклассов
Учреждений общего среднего образования
Уважаемые учащиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос,поставьте «ü» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия с его содержанием.
№ | Утверждение | |
1 | Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально. | |
2 | Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. | |
3 | Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь. | |
4 | Мне бы понравилась работа официантки в ресторане или дегустатора вин. | |
5 | Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. | |
6 | Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. | |
7 | Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». | |
8 | Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков. | |
9 | Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) | |
10 | Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально. | |
11 | Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. | |
12 | Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. | |
13 | Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место. | |
14 | Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. | |
15 | Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | |
16 | Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | |
17 | Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. | |
18 | Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. | |
19 | Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. | |
20 | В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог. | |
21 | Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась. | |
22 | Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. | |
23 | Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. | |
24 | Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя. | |
25 | Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие. | |
26 | В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты. | |
27 | Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек. | |
28 | Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму. | |
29 | Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь. | |
30 | У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя. | |
| Итого: | |
ОПРОСНИК «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»
для УЧАЩихСЯ X–XIклассов УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ и учреждений, реализующих программыПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые обучающиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один ответ, который соответствует Вашему мнению, и обведите кружком номер ответа. Необходимо отметить один ответ в каждой строке.
№ | Утверждение | Никогда | Иногда | Затрудняюсь ответить | Часто | Всегда |
-
| Бывает, что Вы ссоритесь с родителями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Бывает, что Вам так и хочется выругаться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе, и Вы прячете свое лицо под «маской» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вам присуще поступать под влиянием чувств | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вам тяжело бороться со своими привычками | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы в какой-то растерянности: все спуталось, смешалось | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы нарушаете закон или установленные правила | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы любите, когда вам подробно объясняют что и как следует делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы не всегда говорите правду | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы обсуждаете свои дела с родителями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы точный и аккуратный человек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы просто не уважаете себя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы стараетесь не думать о своих проблемах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Ваши родители жалуются кому-то на Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы ругаете себя за поспешные решения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Увлекаетесь лекарствами, когда заболеете | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| У Вас мало собственных убеждений и правил | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |