Рекомендации дефектолога © Средняя школа №160 г.Минска
РусскийБеларускi

Рекомендации дефектолога


Особенности развития детей с трудностями в обучении
вызванными задержкой психического развития.

Особенности развития детей с трудностями в обучении, вызванными задержкой психического развитияпредставлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Эта незрелость психи­ки наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности де­тей в начале школьного обучения следующими особенностями.

Несформировапностъ учебной мотивации, преобладание игровых интересов. Учащиеся  продуктивны в игре и вялы, бездеятельны в ситуации, где нужно под­чиняться инструкции педагога и подавлять собственные жела­ния; учебную ситуацию они воспринимают как ситуацию обще­ния с учителем и сверстниками.

Слабость познавательной активности, отсутствие иници­ативности, что закономерно приводит к снижению интеллекту­альной продуктивности.

Несформированность произвольности (неспособны про­извольно управлять своим поведением и деятельностью). По­этому: им трудно подчиняться требованиям дисциплины. Часто не справляются с заданиями из-за неумения сле­довать инструкции (при правильном ее понимании), не могут проконтролировать свою работу (при этом они верно оценивают свои ошибки).

Низкая  самостоятельность  при организации собственной деятельности приводит к тому, что учащиеся с трудностями в обучении нуждаются в помощи.

Повышенная утомляемость. У них менее продолжи­тельны периоды высокой работоспособности, задания одинако­вой сложности могут выполнить по-разному в зависимости от состояния работоспособности.

Задержка  эмоционального развития (эмоции носят повер­хностный, неустойчивый характер, задерживается формирова­ние высших чувств - нравственных (чувства долга, стыда и др.), интеллектуальных (удивления, любопытства, любознательнос­ти, чувства радости от сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения и др.)).

В связи с этим учебная ситуация воспринимается главным образом своей оценочной стороной - действия учеников определяются не содержанием задачи и необходимостью ее выполнения, а реакцией на поведение педаго­га, его мимику, жесты, интонацию.

Нарушение  динамики психических познавательных процес­сов. Выражена. истощаемость внимания. Поэтому учащимся свойственны «ошибки внимания», резкие «провалы памяти» (не могут воспро­извести то, что, казалось бы, было уже усвоено), обрывочные зна­ния.Низкая  скорость выполнения учебных  задач. Поэтому  ученикам требуется больше времени для узна­вания даже известной им информации;чаще всего при этом нуждаются в помощи, кото­рую могут удачно использовать.Снижен объем памяти. Поэто­му трудность вызывают задания, которые необходимо выполнять по словесной инструкции, трудно дается запоминание нужной последовательности действий при восприятии на слух.

     Все вышеперечисленные особенности развития данной категории детей приводят к следующим проблемам:

1) трудности осуществления учения как деятельности;

2) трудности формирования отдельных школьных навыков (чтения, письма, счета, решения задач и др.);

3) трудности осмысления учебной информации.

В нашем учреждении образования осуществляется  система педагогической работы, удерживающей в поле внимания все названные стороны развития детей с трудностями в обучении. Группа специалистов, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение (администрация школы, учителя-дефектологи, учителя предметники, педагоги-психологи, педагоги социальные, воспитатели групп продленного дня) стремятся обеспечить максимально возможную реализацию каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных возможностей в плане усвоения образовательных программ, личностного становления, раскрытия и развития творческих способностей.

В чем отличие урока в специальном классе?

Прежде всего,  урок отличается коррекционной направленностью учебной деятельности учащихся на уроке.

1. Коррекция физических и психических нарушений – система психолого -педагогических, медицинских и социальных мер направленных  на исправление или ослабление физических и психических нарушений.


2.Коррекционно-развивающее обучение является педагогической системой реализации педагогически адаптированного социального опыта,
использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культур, коррекцию имеющихся физических и психических нарушений, обеспечению самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышению качества жизни.

3. Корреционно-развивающий учебно-воспитательный процесс строится
по следующим основным положениям:

  • Пребывание учащихся в комфортном психологическом климате
  • Коррекционная направленность всех учебных предметов, включающих наряду с общеобразовательными задачами, активизацию познавательной деятельности,  нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки

  • Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных  тенденций развития.
  1. При определении содержания учебного материала необходимо учитывать:
  • Усиление роли практической направленности изучаемого материала
  • Выделение сущностных признаков изучаем
    ых явлений
  • Опоре на жизненный опыт учащихся
  • Использование межпредметных связей
  • При отборе материала учитывать принцип необходимости и достаточности
  • Выделение в содержании учебных программ коррекционных
    составляющих, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование значимых для школы функций необходимых при решении учебных задач.
  1. Главное отличие урока в специальном классе от урока в общеобразовательном классе заключается
     в том, что в специальном классе урок строится от практики к теории, а в общеобразовательном классе о теории к практике.



Для учащихся 1 класса
Требования к устной речи ребенка
Рекомендации учителя - дефектолога

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь

 

Последствия несформированности

различных сторон речи

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

Звуковая сторона речи

Правильно произносить все звуки речи.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоцик-лист, регулировщик, термометр);

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

 

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

Функции языкового анализа

Делить предложения на слова.

Делить слова на слоги.

Уметь выделять все звуки в словах.

Устанавливать последовательность звуков в слове.

 

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

-  слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; 

-  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

-  пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

-  пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

-  перестановки букв (комната – «конмата»).

 

Лексическая сторона речи (словарный запас)

Точно подбирать слова.

Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»).

Употреблять сложные слова (например: длинноногий);

Пользоваться эпитетами (например: чистое поле).

Подбирать  метафоры (например: туча комаров).

Использовать  слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову).

Подбирать  синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

 

б) Навыки слово образования

   Изменять  существительные по падежам и числам (например: санки, на санках).     

   Употреблять различные предлоги.

   Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце).

   Согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей).

   Правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

   Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи).

   Образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел).

   Образовывать название детенышей животных.

   Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

 

     Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

     Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 

Связная речь

Свободно  общаться с взрослыми и сверстниками.

Поддерживать  разговор на темы, доступные возрасту.

Рассказывать  о пережитых событиях.

Пересказывать содержание сказки, рассказа.

Описывать окружающие предметы.

Раскрывать  содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

   Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.


Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь. 

  1. Примерные задания для развития звукового анализа:

1)      придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

2)      отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

3)      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

4)      подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

5)      составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;

6)      добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

7)      преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

8)      составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);

9)      от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;

10)  Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

 

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

1)      придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

2)      придумать предложение с определенным количеством слов;

3)      увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

4)      определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

5)      поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

 

3. Развитие слогового анализа:

1)      повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

2)      определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

3)      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

1)      развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

2)      классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

3)      отгадывание загадок;

4)      придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

5)      объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка.

5. Примерные задания для развития словообразования:

1)      назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

2)      Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

3)      назвать детенышей животных;

4)      назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

1)      пересказ небольших текстов;

2)      рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

3)      составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

4)      составить рассказ по сюжетной картинке;

5)      составить рассказ по серии сюжетных картинок.

 

 При подготовке материала была использована следующая литература:

Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г., Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г., Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.